Рентгенотерапия НЗ

В середине XX века облучение с успехом применялось при лечении пациентов, страдающих от многих неопухолевых заболеваний (НЗ). Рентгенотерапия была эффективным методом, позволяющим в одном случае вылечить пациента, а в другом - значительно улучшить качество его жизни, избавив от боли или другого патологического синдрома.

К сожалению, радиофобия после трагичного 1986 года, вызванная аварией на Чернобыльской АЭС, явилась одним из психогенных факторов как для пациентов, так и врачей, который привел к отказу от использования радиотерапии в лечении НЗ. Эти ограничения, в большей мере эмоциональные, не имели и не имеют связи со степенью реального воздействия ионизирующей радиации, тем более использованной по строгим показаниям.

Запрет использования лучевой терапии для лечения НЗ среди медицинского сообщества берет начало с нескольких публикаций Cannon et al. (1959), описавших тяжелые радиационные некрозы у больных, лечившихся в 1920-30г. Авторы дали в статье выразительное название радиотерапии как "злокачественное облучение для доброкачественной болезни" ("malignant irradiation for benign disease")[1].

В то время, отсутствие знаний о кумулятивном действии ионизирующего излучения позволяло врачам бесконтрольно повторять курсы облучения всякий раз, когда симптомы заболевания рецидивировали. Это приводило к тому, что у некоторых пациентов накопленные за многие годы и даже десятилетия суммарные дозы были выше используемых в настоящее время для лучевой терапии рака.

Сегодня тот факт, что минимального порога действия радиации не существует, является общепризнанным. Но объективные данные клинического использования облучения со строгим соблюдением современных принципов лучевой терапии при оправданных, безопасных уровнях терапевтических доз свидетельствуют о полной безопасности этого метода лечения.

Решение о проведении облучения, выбор способа облучения, а также дозиметрическое планирование и точность подведения дозы при радиотерапии НЗ должны быть выполнены обоснованно и с высочайшим уровнем гарантии качества. Кроме того, крайне важно до назначения курса радиотерапии проведение всесторонней оценки ожидаемого эффекта с позиций тяжести и вероятности развития побочных эффектов всех возможных вариантов лечения.

[1] Cannon B, Randolph JS, Murray JE (1959) Malignant irradiation for benign conditions. New Engl J Med 260: 197-202.