Опухоли слюнных желез

Слюнные железы, протоки которых ведут в ротовую полость, принято делить на большие (подъязычные, околоушные и подчелюстные) и малые, расположенные в большом числе в слизистой полости рта и губ.

Рак слюнной железы – это редкий вид рака, причины его возникновения неизвестны. Доброкачественные опухоли слюнной железы встречаются гораздо чаще, чем злокачественные образования, при этом средний возраст больного составляет приблизительно 30-50 лет.

Более распространенными являются виды рака, которые исходят из клеток самих слюнных желез. Чаще возникают злокачественные опухоли в околоушной железе, реже в подчелюстных и подъязычных. Преобладают цилиндромы (аденокистозная карцинома), аденокарцинома, реже плоскоклеточный и недифференцированный рак. У 10% больных наблюдаются метастазы в шейные лимфатические узлы. Рак слюнных желез может возникать и в результате озлокачествления длительно существующей смешанной опухоли этого органа.

Диагностика опухолей слюнных желез

Вполне естественно, что для качественного лечения рака слюнной железы необходим максимально точный диагноз.

УЗИ является одним из обязательных обследований при лечении рака слюнной железы, оно помогает определить размер и расположение опухоли. Обследование занимает всего несколько минут, в процессе осмотра выполняется прицельная биопсия тонкой иглой.

Компьютерная томография. В ходе компьютерной томографии получают объемное изображение частей вашего организма, благодаря этому данное обследование применяется как для определения заболевания, так и для проверки результатов лечения рака слюнной железы.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) - это диагностическая процедура, принцип которой заключается в использовании радиоволн и магнитных полей для визуализации костей, мягких тканей и внутренних органов. МРТ не имеет отрицательного влияния на организм и происходит абсолютно безболезненно. В настоящее время МРТ используется для проверки результатов лечения рака слюнной железы.

Открытая биопсия новообразования до операции в подобных ситуациях выполняется редко ввиду риска повреждения ветвей лицевого нерва и из-за вероятности обсеменения здоровых участков железы при злокачественном процессе.

Особенности клинической картины опухолей слюнных желез

Обычно рак слюнных желез проявляется как медленно растущая безболезненная припухлость щеки. Иногда поражается один из основных лицевых нервов, проходящий очень близко от околоушной железы – это вызывает вялость лицевых мышц (парез) с соответствующей стороны. Такое сочетание безболезненной опухоли с вялостью мышц лица является весьма характерным признаком рака околоушной железы. В редких случаях опухоль обнаруживают под челюстью с одной стороны.

Подобные симптомы могут проявляться из-за других недугов и большинство людей, испытывающих их, страдают от других болезней. При раке слюнной железы, как и при других онкологических заболеваниях, важна ранняя диагностика и быстрое проведение лечения.

Поэтому при возникновении не исчезающих несколько дней вышеперечисленных симптомов Вам следует немедленно обратиться к врачу.

Лечение злокачественных опухолей слюнных желез

Прогноз при раке слюнных желез в очень большой степени зависит от локализации, стадии и гистологической структуры опухоли. У женщин, чаще всего, прогноз благоприятнее, чем у мужчин.

Заболевание на ранней стадии излечимо с помощью хирургической операции, с лучевой терапией или без нее. При III–IV стадии лечение чаще комбинированное: хирургические, радиотерапевтические и химиотерапевтические методы используются в сочетании друг с другом в различной последовательности.