Опухоли полости рта

Представлены группой новообразований, в которую входят опухоли подвижной части языка, слизистой дна полости рта, щек, твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти.

Несмотря на то, что рак полости рта легко заподозрить при визуальном осмотре, диагностируется он, тем не менее, часто несвоевременно. У мужчин встречается в четыре раза чаще, чем у женщин, а уровень заболеваемости повышается пропорционально возрасту.

Особенности клинической картины рака полости рта

Возникновению рака полости рта способствуют вредные привычки, такие, как курение, употребление крепких алкогольных напитков, постоянные механические травмы (например, коронками, сломанным зубом).

Предраковыми заболеваниями являются веррукозная и язвенная лейкоплакия, папилломатоз, отдельные формы красной волчанки и красного плоского лишая, болезнь Боуэна. Все перечисленные заболевания характеризуются наличием эрозий, изъязвлений, или папилломатозных разрастаний.

Наиболее ранними симптомами заболевания являются неприятные ощущения в полости рта, ощущение “инородного тела” во время приёма пищи или боль. Часто боль связывают с ангиной или заболеванием зубов, при этом характерно, что эффект от лечения либо кратковременный, либо отсутствует, и по мере роста опухоли боль нарастает по своей интенсивности и может иррадиировать в височную область и в ухо. В дальнейшем появляется неприятный запах изо рта, примесь крови в слюне, увеличение лимфоузлов на шее.

При осмотре полости рта часто находят язву плотной консистенции с неровным, бугристым дном и возвышающимися краями, четко отграниченную от нормальной слизистой и часто болезненную. Иногда основанием язвы является плотный инфильтрат, уходящий в глубину тканей, из-за чего не удаётся определить границы его распространения (язвенно-инфильтративная форма). В некоторых случаях рак полости рта имеет вид выступающего над поверхностью слизистой экзофитного образования плотной консистенции, легко кровоточащего при контакте, с неровными контурами и бугристой или гладкой поверхностью, а иногда с папиллярными разрастаниями (экзофитная форма).

Абсолютное большинство злокачественных новообразований полости рта имеет строение плоскоклеточного рака. Редко встречается аденокарцинома, развивающаяся из эпителия малых слюнных желез.

Одной из характерных особенностей рака полости рта является частое метастазирование в шейные лимфатические узлы. Их находят у 35-45% больных при локализации опухоли в передней половине полости рта и у 60-75% при поражении задней её половины.

Отдалённые метастазы встречаются относительно редко (примерно в 10% случаев) и чаще всего локализуются в печени и легких.

Лечение опухолей полости рта

Лечение рака полости рта и прогноз заболевания зависит от локализации, стадии опухоли, а также общего состояния больного, наличия и тяжести сопутствующих заболеваний. Универсальной схемы лечения не существует, а успех определяется оптимальным сочетанием и комбинацией хирургического, лучевого и химиотерапевтического методов.

В нашем отделении Вам будет предложено лечение с использованием уникальных методик химиолучевой терапии на самом современном оборудовании. Современные технологии лучевой терапии с использованием объемного планирования позволяют добиваться излечения наших пациентов, даже при распространенных стадиях опухолей полости рта.