Опухоли полости носа, придаточных пазух

Придаточные пазухи носа располагаются с обеих сторон лица: лобная пазуха, этмоидальные ячейки, основная пазуха и гайморова пазуха. Эти костные лакуны соединяются через узкие отверстия с полостью носа. Придаточные пазухи (синусы) носа в норме заполнены воздухом, но при инфекции могут содержать слизь и гной. Полость носа и придаточные пазухи выстланы слизистой оболочкой, содержащей различные (плоские эпителиальные, железистые, нервные и др.) клетки, которые могут стать источником развития злокачественных опухолей.

Плоскоклеточный рак встречается наиболее часто и составляет 60-70% от числа всех опухолей этой локализации. Аденокарцинома встречается в 10-20% случаев, лимфомы составляют 5% всех опухолей полости носа и придаточных пазух, меланома только у 3% больных. Также встречается эстезионейробластома – чрезвычайно редкая опухоль, развивающаяся из нервных клеток.

Злокачественные новообразования носа и придаточных пазух составляют около 1 - 2% всех новообразований головы и шеи. Преимущественный возраст заболевших – 50-70 лет. Среди больных преобладают мужчины (69,6%). Злокачественные опухоли чаще всего развиваются в верхнечелюстной (гайморовой) пазухе (60-65%), клетках решетчатого лабиринта (10-20%) и полости носа (12-20%). Злокачественные опухоли лобных пазух наблюдаются в 2–3% случаев, основной пазухи – в 0,5-1%.

Злокачественность опухолей придаточных пазух определяется их относительно быстрым прорастанием в соседние органы и ткани. Метастазирование эпителиальных злокачественных опухолей носа и придаточных пазух в регионарные лимфатические узлы или в отдаленные органы развивается относительно редко. В регионарные лимфатические узлы раковые опухоли дают метастазы у 15-30% больных. Метастазы в отдаленные органы наблюдаются от 3,4% до 9%.

К предрасполагающим факторам развития злокачественных новообразований данных локализаций относятся хронические полипозные синуситы, работа с древесной пылью и никелевыми рудами, лаками и курение.

Особенности клинической картины опухолей носа и ППН

Клинические проявления рака верхнечелюстной пазухи зависят от локализации опухолевого процесса и направления преимущественного роста новообразования. Когда опухоль исходит из тканей, расположенных в толще альвеолярного отростка, то, кроме начинающегося вздутия кости, отмечают смещение и прогрессивно нарастающую подвижность зубов. Если ошибочно заподозрено наличие воспалительного процесса, что, к сожалению, бывает нередко, то после удаления "причинного" зуба из лунки появляется рост опухоли, имеющий вид вялых, но быстро растущих грануляций.

Опухоли, исходящие из верхневнутреннего отдела пазухи, нередко трудно отличить от новообразований, исходящих из решетчатого лабиринта и прорастающих в челюстную кость. Уже в ранних стадиях заболевания больные отмечают проявления слезотечения на стороне поражения, а затем в области внутреннего угла глаза отмечается припухлость и гиперемия вследствие вторично развивающегося дакриоцистита и прорастания опухоли в слезный мешок и слезные ходы. Больные жалуются на наличие гнойных выделений из носа с прожилками крови, иногда зловонный запах, головные боли. При риноскопии обычно удается увидеть кровоточащие, покрытые гнойным налетом "грануляций", расположенные в верхних отделах носовой полости. Иногда первым проявлением болезни является извращение или исчезновение обоняния, что связано с поражением рецепторного аппарата обонятельного нерва. Дальнейший рост опухоли ведет к ее проникновению в глазницу, смещению глазного яблока, ограничению его подвижности, иногда развитию диплопии и прогрессирующему снижению остроты зрения. Частота вовлечения глазницы при раковых новообразованиях слизистой оболочки верхнечелюстной пазухи колеблется от 19,2 до 23 процентов от всех случаев.

Опухоли, располагающиеся в верхненаружном отделе верхнечелюстной пазухи, раньше других локализаций могут сопровождаться появлением болей или парестезий в зоне разветвления концевых веточек 2-й ветви тройничного нерва. Но, располагаясь в глубине, под прикрытием таких образований, как скуловая кость, опухоль длительное время может оставаться нераспознанной и только после разрушения верхней или подвисочной (задней) стенок верхнечелюстной пазухи и начала распада опухоли выявляются симптомы, характерные для злокачественного роста.

Если опухоль разрушает передние отделы дна глазницы, то нижнее веко становится отечным, гиперемированным, постепенно уплотняется вследствие инфильтративного роста опухоли.

Разрушение подвисочной (задней) поверхности и прорастание опухоли в крылонебную и подвисочную ямки вызывает сдавление расположенных здесь венозных сплетений, затрудняет отток венозной крови, что, в конечном счете, ведет к лимфостазу в ретробульбарной клетчатке, в скуловой области и нижнем веке. Это проявляется в виде отека века, хемоза в сочетании с экзофтальмом.

Опухоли нижненаружного отдела верхней челюсти располагаются в нижних отделах верхнечелюстной пазухи и, разрушая костные стенки пазухи, могут проникать в подвисочную ямку, полость рта, а также через переднюю поверхность в область щеки. Новообразования этой локализации также длительное время никак себя не проявляют, только после разрушения костей и выхода за пределы пазухи появляются поздние симптомы, характерные для опухолевого роста. При разрушении передней поверхности верхнечелюстной кости появляется заметная, все увеличивающаяся припухлость, присоединяется гнилостный запах и другие признаки гнойного одностороннего ринита.

Опухоли, исходящие из передневнутреннего отдела верхнечелюстной пазухи, могут разрушать боковую стенку носа и проникать в полость носа или разрушать передний отдел альвеолярного отростка. При прорастании передней поверхности верхнечелюстной кости появляется припухлость щеки. При таком расположении опухоли раньше, чем при других локализациях, появляются симптомы одностороннего гнойного ринита. Несмотря на сильный неприятный запах, исходящий от носовой полости, обоняние сохранено.

Опасность, которую таит в себе отсрочка лечебных мероприятий при злокачественных опухолях полости носа и придаточных пазух, столь велика, что следует считать оправданным во всех неясных, подозрительных случаях прибегать к всестороннему обследованию больного!

Лечение злокачественных опухолей полости носа, придаточных пазух

Подавляющее большинство злокачественных опухолей полости носа и придаточных пазух диагностируются в далеко зашедших стадиях. При удалении таких новообразований необходимо выполнение обширных краниоорбитальных или краниофасциальных резекций. Такие операции крайне травматичны и уродующи, поэтому в план лечения необходимо включать пластическое устранение послеоперационных дефектов. Поэтому методом выбора является различные виды химиолучевой терапии.