Опухоли лёгких

Занимает первое место по заболеваемости и смертности среди мужчин. У женского населения данный тип рака встречается в шесть раз реже.

Наиболее распространенный фактор риска заболевания связан с табакокурением, включая пассивное курение (83% случаев заболевания раком легких среди мужчин и 69% среди женщин). Заболевание раком легких среди группы некурящих, которая составляет до 15% случаев, объясняется набором факторов (генетические факторы, воздействие радона, асбеста, ионизирующего излучения и др.)

Диагностика опухолей легких

Клинический осмотр, включающий рентгенографию или компьютерную томографию области грудной клетки – первый шаг, который позволяет заподозрить рак легких. Окончательный диагноз может быть поставлен в результате биопсии, проводимой в процессе бронхоскопии под местной анестезией или биопсии с применением компьютерной томографии.

Абсолютное большинство случаев рака легких – злокачественные опухоли (карциномы). Различают два основных вида карцином: немелкоклеточные карциномы, или немелкоклеточный рак легких (НМРЛ, 75-80% случаев) и мелкоклеточная карцинома, или мелкоклеточный рак легких (МРЛ, 20-25% случаев).

Данная классификация, основанная на гистологических критериях, имеет принципиальное значение для выбора стратегии лечения и прогнозирования заболевания. Для лечения НМРЛ преимущественно используются комбинированные и хирургические решения, в то время как МРЛ обычно лучше поддаётся лечению химиолучевой терапией.

Особенности клинической картины опухолей легких

Поскольку легкие не содержат нервных окончаний, появление опухоли в данной зоне не приводит к возникновению непосредственной боли. Болезнь становится заметной, когда опухоль распространяется на плевру или начинает оказывать давление на соседние нервные структуры. К классическим симптомам заболевания относят хронический кашель, учащенное дыхание, повторяющиеся случаи инфекционных заболеваний легких, кровохаркание, изменение тембра голоса, постоянная боль в груди, вздутия в районе шеи и лица. Также рак легких может проявляться посредством общих симптомов: усталость, потеря веса, длительная температура, головные боли.

Лечение рака легких

Лечение и прогноз зависят не только от гистологического типа заболевания, но и его стадии, а также общего состояния здоровья пациента.

Хотя хирургическая операция является стандартом лечения для раннего первичного рака легких, но более чем 60% больных - неоперабельные ввиду тяжести их общего состояния, низких функциональных резервов легких, сопутствующих заболеваний сердечно-сосудистой системы или распространенной стадии опухоли. В этих случаях применяется 3D конформная и стереотаксическая лучевая терапия.

Будучи неинвазивной, 3D конформная и стереотаксическая лучевая терапия с использованием оборудования компании ELEKTA хорошо подходит для подведения высоких доз излучения на ограниченные пораженные участки, обеспечивая безопасность соседних органов и тканей.

Из-за своего анатомического расположения, легочные опухоли подвержены движению в процессе дыхания. Облучение проводится с использованием активного контроля над дыханием (система АВС), во время задержки на вдохе, с использованием ротационного объемно-модулированного облучения (технология VMAT).

Система АВС конфигурируется индивидуально для каждого пациента с возможностью изменения длительности задержки дыхания. Во время всех манипуляций пациент сам контролирует работу системы посредством специального пульта с кнопкой. Использование ABC позволяет еще больше уменьшить объемы лучевого воздействия на нормальные органы и ткани.

Процедура 3D конформной и стереотаксической лучевой терапии характеризуется хорошей переносимостью, низким уровнем осложнений, и значительно более высокими результатами излечения опухоли, а также высокими показателями качества жизни.

ЭТИ МЕТОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИДЕАЛЬНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ДЛЯ НЕОПЕРАБЕЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ.

Стереотаксическая лучевая терапия является одним из решений для пациентов с рецидивами, ранее прошедшими процедуру облучения. Кроме того, единичные метастазы в различные органы (головной мозг, легкие, кости) у пациентов в компенсированном состоянии являются показанием для применения стереотаксической лучевой терапии с использованием оборудования компании ELEKTA. План облучения в этом случае может быть совмещен с другими методиками и химиотерапией, а результаты показывают хороший контроль опухоли и низкие показатели токсичности.